Увольнение сотрудника всегда сопряжено с некими неприятными моментами. Даже если работник уходит по соглашению сторон, что тогда говорить, если увольнение инициирует работодатель. Еще хуже, если поведение руководителя находится вне рамок деловой этики. Поэтому мы решили собрать именно такие модели поведения руководителя.
Итак, как точно делать не надо при увольнении?
Фабриковать вину
Представим ситуацию: от непосредственного руководителя то и дело поступают жалобы на подчиненного. Например, то нету его на рабочем месте, то с обеда опаздывает, то работу делает недостаточно добросовестно. И это было бы нормально, если бы было правдой.
Но если это делается, чтобы скомпрометировать сотрудника перед вышестоящим начальством – то все может закончится не очень хорошо для руководителя на месте. Ведь совсем не факт, что там, наверху, в конце концов решат уволить «нерадивого» работника без разбирательств. Или сам сотрудник пойдет искать правды, что более вероятно. Тогда уже объясняться перед вышестоящим руководством придется вам, как непосредственному начальнику, который высказал необоснованные претензии. А оно вам надо?
«Подставлять» работника
Сделать «подставу» кому-то при наличии власти не так сложно. Например, у материально ответственного лица может всплыть немалая недостача или менеджер по продажам теряет клиента вместе с заказом.
Да, в таком случае сотрудника можно легко уволить, даже по статье. Но вероятнее всего несправедливо обвиненный работник пойдет добиваться правды. И тут уже возникают вопросы к другим сотрудникам компании, в том числе к его непосредственному руководителю.
Увольнять со словами: «Ты давно мне не нравишься»
Критика, пусть и конструктивная – это хорошо, но высказывать ее нужно вовремя. Если работник вас чем-то не устраивает, то говорите об этом сразу.
Но если вы уже решили уволить сотрудника, то не стоит высказывать критику по поводу его работы. Не критикуйте – а аргументируйте, в идеале без эмоций.
Придумывать повод для увольнения
Плохая работа – это действительно весомый аргумент в пользу увольнения. Но если у вашей фирмы не конкурентных преимуществ, если менеджерам по продажам не готовы хорошо платить, и в отделе текучка – требовать от маркетолога увеличение объема продаж вдвое или втрое глупо.
Откровенно врать
Вы говорите сотруднику, что его ставку сокращают, а на деле хотите перевести на его место другого работника. В этом случае сотрудник почувствует неуважение к себе. Соответственно он может потребовать должного к себе отношения. Причем скорее всего это будет в достаточно жесткой форме.
Шантажировать сотрудника
Подом для увольнения может быть что угодно. А вот аргумент в виде ультиматума не украсит ни одного руководителя. Не нужно шантажировать ни зарплатой, ни увольнением по статье, ни плохими рекомендациями. Плюс ко всему есть вероятность, что работник начнет защищаться. И результатом такой «защиты» может быть и повестка в суд и внеочередная проверка из контролирующих органов в вашу организацию.
Сообщать об увольнении и тут же указывать на дверь
«Гнать» уволенного сотрудника из офиса мягко говоря неэтично. У него итак стресс, а тут он возвращается на рабочее место – а доступ к базе клиентов вы уже закрыли, интернет отключили, а в дверях стоит охранник, чтобы забрать пропуск.
Еще хлеще, если собирать вещи работнику приходится под присмотром сотрудника службы безопасности.
Устраивать травлю сотрудника
Кому-то создание невыносимых условий работы может показаться оптимальным способом, чтобы заставить уйти сотрудника по своей воле. Например, вы можете загрузить его огромными объемами работы и штрафовать за все «просрочки». Или отвергать все инициативы работника на корню. Учтите, что даже если вы решили пойти таким путем, проштудируйте трудовой кодекс. Потому что в случае нарушения ТК работник вправе пожаловаться на вас в Профсоюз или другой компетентный орган. И не забывайте, что обиженный бывший работник может изрядно подпортить репутацию вашей компании.
Не обсуждать полагающиеся работнику выплаты
Вы можете посчитать, что расчета по день увольнения и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск работнику будет достаточно. Возможно. Но не всегда. Очень часто невнимательное отношение к деталям ведет выплатам компенсации впоследствии, причем она может составлять чуть ли не полу годовой доход уволенного.
Наш список дискредитирующих способов увольнения далеко не всеохватывающий. Но мы надеемся, что вы сможете избежать вышеперечисленных и подобных им ситуаций при увольнении как руководитель и как подчиненный.