Нашли себя в плане налоговых проверок на полугодие? Если вы относитесь щепетильно к налоговому учету в компании, то повода для беспокойства нет. Но мы рекомендуем все же провести ряд мероприятий до прихода инспекции. Поэтому сформулировали для вас несколько советов о том, как подготовиться к налоговой проверке.
СОВЕТ №1. Всем свое место
Дайте инспектору делать работу отдельно от ваших сотрудников. Если не можете выделить для этого кабинет, то освободите для «налоговика» хотя бы отдельный стол. Так вы сведете к минимуму общение инспектора с вашими бухгалтерами. Пускай работник налоговой работает с «первичкой» сам и не отвлекает лишний раз ваших сотрудников.
Вы не располагаете даже одним свободным рабочим местом? Тогда составьте ходатайство для налоговой с просьбой проверить вашу фирму на территории налоговой инспекции.
СОВЕТ №2. Назначьте ответственного
Выберите заранее того, кто будет общаться с проверяющим. Варианты: штатный бухгалтер, его заместитель, директор или сотрудник бухгалтерской компании, с которой вы заключили договор на сопровождение. Закрепите назначение ответственного за налоговую проверку приказом или доверенностью. Обязательно представьте ответственное лицо инспектору.
Важно! Назначайте ответственным того, кто хорошо знает, как себя вести, если пришла налоговая проверка. Тактичного и вежливого человека, который не боится отстаивать свою точку зрения.
Грамотный сопровождающий проверки еще до составления акта разрешает больше половины претензий инспектора: предоставляет недостающие документы, доказывает позицию фирмы случаями из судебной практики, письмами Минфина и ФНС.
СОВЕТ №3. Сохраните рекомендации инспектора
Посадите рядом стенографистку, поставьте камеру или включите диктофон – не важно. Так вы не упустите ни одного требования проверяющего.
СОВЕТ №4. Давайте инспектору то, что нужно – не больше
Вы обязаны предоставить инспектору первичные документы, а также бухгалтерские и налоговые регистры. И напротив, не обязаны представлять информацию, прямо не относящуюся к исчислению налогов. Например, давать доступ к компьютерной базе данных бухгалтерского учета, бухгалтерским регистрам (если они не используются для исчисления налогов), документам управленческого учета. Какие документы нужны для проверки налоговой ИП и организаций смотрите в Указе Президента Республики Беларусь № 510 от 16 октября 2009 года.
СОВЕТ №5. Проверьте учетные книги
Для начала, проверьте, ведете ли книгу замечаний и предложений, книгу учета проверок. Убедитесь, что на специальную страницу вписаны сведения об ответственном за ведение книг. Эта информация должна быть актуальной. Порой и небольшая на первый взгляд небрежность приводит к наложению штрафа.
Важно!Если у вас несколько филиалов/подразделений/торговых объектов, то вам необходимо купить книгу проверок и ревизий, а также книгу замечаний и предложений, для каждого из них.
СОВЕТ №6. Сопоставьте вашу учетную политику с законом
Убедитесь, что вы ведете учет в соответствии со спецификой вашей компании. Подробно о правилах ведения учета читайте в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности» .
СОВЕТ №7. Держите налоги под контролем
Проверьте, все ли вы налоги уплатили за проверяемый период. Так вы получаете уверенность в правильном начислении налогов. А если находите ошибку, у вас есть время подать уточненную декларацию. В последнем случае штраф вам не грозит. За какое время инспектор попросит отчет по налогам, указывается в предписании на проведение проверки.
СОВЕТ №8. Проверьте правоустанавливающие документы
Поднимите дело, в которое подшиты учредительные документы вашей организации и регистрационные документы. Они подтверждают правовой статус представителей вашей организации (директора и главного бухгалтера) и постановку вашей организации на учет в налоговых органах и фондах. Проверьте сертификаты, лицензии, печати и штампы. За их отсутствие вы рискуете получить серьезный штраф.
СОВЕТ № 9. Проверьте первичную документацию
Так вы не дадите инспектору оформленные неправильно документы. Ведь именно «первичку» проверяющий смотрит в первую очередь. Например, для оперативности бухгалтер часто пользуется факсовыми копиями документов. Если инспектор находит такие копии в бухгалтерской отчетности – то снимает с затрат отраженные в них расходы. А это уже повод начислить вам штраф.
СОВЕТ №10. Проверьте документы о работе с контрагентами
Посмотрите, на месте ли правоустанавливающие документы по контрагентам, с которыми ваша фирма сотрудничает. Эти бумаги подтверждают вашу добросовестность в уплате налогов и щепетильность в выборе партнеров.
Важно! Отнеситесь особенно внимательно к списку контрагентов и при смене учредителей или руководителей организации.
СОВЕТ №11. Проведите налоговый аудит
Аудит – эффективная профилактика от штрафных санкций. Налоговый аудитор проверяет все ваши налоговые начисления не выборочно, а сплошным методом. Если выявляются нарушения, то вы подаете уточненную декларацию – и просто выплачиваете недостающие налоги с учетом пени. Штраф с вашей фирмы в таком случае налоговая не стребует.
Важно! Не экономьте на аудиторе. Приглашайте специалиста с опытом работы главным бухгалтером. Проверьте, какой процент компаний успешно проходит налоговую проверку после обращения к данному аудитору.
Плюс аудиторской проверки – это 100% экономия на штрафах. Даже если аудитор пропустил ошибку, то все начисленные вашей фирме штрафы и пени возместит по страховке аудиторская компания.
Резюме.Если вы относитесь щепетильно к учету в вашей компании, то и налогового инспектора вам нечего опасаться. Просто следуйте нашим советам. Информацию о том, как проходит проверка налоговой инспекции, ищите в нашем материале «Налоговая проверка: ваши права и обязанности перед инспекцией». А мы желаем вам выходить из любой налоговой проверки победителем!