Каждому руководителю когда-нибудь приходится брать на себя ответственность за увольнение сотрудника. В такие моменты вы задаетесь закономерными вопросами: «а как уволить собственного подчиненного?» и «как такую новость преподнести правильно?»
А так ли нужно это увольнение?
Если вы уже 10 раз подумали, можете этот пункт пропустить. Но когда сомнения остаются – мы советуем взвесить все еще раз.
Давайте отталкиваться от предпосылок для увольнения.
Вариант 1: вас не устраивает работа сотрудника.
Если подчиненный не справляется с работой или относится к обязанностям посредственно, советуем дать ему 2-3 недели, чтобы исправиться. Поговорите с работником начистоту: тактично и четко формулируйте претензии. Терпеливо выслушивайте, что вам скажут на них в ответ. Такая проверка помогает избежать некрасивых моментов при увольнении. Если к концу испытательного срока человек так и не показывает себя с лучшей стороны – то и факт увольнения он воспринимает легче.
Вариант 2: вы чувствуете к работнику личную неприязнь.
Личные эмоции в работе – не всегда благо. Если у вас человек вызывает раздражение, но при этом он приносит прибыль компании – то выгоднее оставить его на прежнем месте. Подумайте, сколько сил, средств и времени уйдет на поиск и обучение нового специалиста. Мы советуем просто в отношениях с таким работником не выходить за рамки делового общения.
Есть еще третий вариант – безальтернативный. Когда в организации происходит сокращение штата.
Во всех перечисленных ситуациях порой возникают проблемы:
- Разгневанный работник может отправиться в суд. И даже если правда за вами, судебное разбирательство отнимет у вас массу сил и времени;
- Негативно настроенный сотрудник в состоянии обеспечить черный PR вашей компании;
- Бывший подчиненный может из мести отдать конкурентам вашу базу клиентов;
- Увольнение со скандалом демотивирует оставшихся в штате сотрудников.
Список продолжать можно и дальше. Но мы не будем. Ведь есть общие приемы, как свести к минимуму риск таких неприятностей.
Как грамотно уволить сотрудника: советы от HR-специалиста
Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут свести риск неприятных последствий увольнения к минимуму.
Совет №1. Проведите подготовительную беседу
Речь идет про испытательный срок, о котором мы упоминали чуть выше. Это поможет вам еще раз все обдумать и смягчит удар для работника, если увольнение все же произойдет. Провести этот разговор не сложно. Зато потом вы увидите, как настроен ваш сотрудник. Возможно, он и сам не хочет использовать шанс. И в конце испытательного срока уже будет ждать увольнения, как облегчения.
Совет №2. Не затягивайте с финальной беседой
Назначайте разговор «Х» в оговоренный срок. Ведь человек в ожидании плохого нервничает и может сделать какую-нибудь глупость. То же самое, если вы уже твердо решили уволить сотрудника без шанса на исправление. Как только решение принято – вызывайте работника в кабинет. Причем сообщайте решение сразу. А уже потом смягчайте удар. Дифирамбы вначале разговора только продлевают ожидание и заставляют еще больше нервничать.
Совет №3. Готовьтесь к окончательной беседе
Мы так устроены, что запоминаем начало и конец чего бы то ни было. Это же касается и работы. Ярче всего в памяти откладывается первый и последний рабочий день. Поэтому тщательно продумайте, что вы скажете напоследок вашему сотруднику.
- Проявляйте уважение. Держите эмоции под контролем, даже если работник принес компании неприятности. В конце концов, едва ли вы захотите заиметь неприятеля в лице бывшего подчиненного.
- Не забывайте про объективность. Чем сосредотачиваться на негативе, советуем упомянуть положительные качества сотрудника. Профессиональные качество – это одно. Но если человек заподозрить вас в личной к нему неприязни, то с большей вероятностью захочет отомстить.
- Если сотрудник спрашивает что-то, постарайтесь дать ответ. Так работа в вашей компании станет для человека более полезным опытом. Это позволит ему не допустить тех же ошибок на новой работе.
Совет №4. Не скупитесь на похвалу и хорошие рекомендации.
Даже если в вашей компании у человека работа не заладилась – это не значит, что у него все будет плохо в другом месте. А если вы сокращаете сотрудника, то дать ему хорошие рекомендации – это ваш человеческий долг.
Мы постарались сформулировать для вас основные и, главное, испробованные нами принципы. С ними увольнение проходит наименее болезненно для всех сторон. Резюмируя, хочется сказать, какая бы ситуация не складывалась, пробуйте ставить себя на место другого. Будьте терпеливы – и бывшие сотрудники будут вспоминать о вашей компании без негатива.